Аутизм – диагностика в Санкт-Петербурге
Обследование c целью уточнения диагноза «расстройство аутистического спектра (РАС)».
Скрининговое тестирование MCHAT-R/F, выявление детей «группы риска» по РАС
Если обследование показывает, что шансы развития аутизма у ребенка высоки, это еще не диагноз. Окончательное заключение дает квалифицированный специалист – психиатр, который может поставить диагноз. Однако, ещё до постановки окончательного диагноза необходимо начинать коррекционные мероприятия. Ранняя помощь ребенку дает лучшие результаты. Если экспресс-обследование показало высокую вероятность развития аутизма, родители могут провести полное обследование для постановки или исключения диагноза. Важно помнить — диагноз «аутизм» не меняет детей. Ребенок остается таким же, как был. Разница в том, что родители и специалисты получают больше возможностей для создания необходимых ребенку условий. Специалисты Центра реабилитации при аутизме «Наш солнечный мир – СПб» помогут вам понять потребности вашего ребенка, выстроить вместе с вами наилучшую для него программу развития и социальной адаптации.
Помощь при аутизме
Система помощи детям с РАС
Современная система помощи детям с РАС, испытывающих определенные трудности в самостоятельном развитии и социализации, предполагает:
- Раннее выявление и диагностику расстройств аутистического спектра при первых симптомах.
- Сведение к минимуму временного промежутка между определением нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи.
- Раннее начало специального образования (помощи, обучения) – в первые месяцы и годы жизни ребенка.
- Построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе объективных данных об уровне развития ребенка и самых эффективных методов коррекции.
- Обязательное участие родителей в коррекционном процессе – в соответствии со специальными потребностями и возможностями семьи.
Выявление отклонений в развитии детей является мультидисциплинарной задачей. Для ее решения необходимо объединение усилий медицинских работников, родителей, специалистов психологического и педагогического профиля, работников социальной сферы.
Диагностика аутизма. Дальнейшие шаги
После того, как скрининг пройден, и если установлено, что ребенок – в группе риска в части развития РАС, определено что ребенок нуждается в специализированной помощи, проводятся дополнительные диагностические мероприятия. Диагностика направлена:
- На уточнение и постановку диагноза «аутизм». Клинический диагноз имеет право ставить врач-психиатр.
- На определение ресурсных сторон развития ребенка, определение особенностей его поведения для составления индивидуальной программы коррекции РАС.
Специалисты психолого-педагогического профиля (психологи, логопеды, дефектологи, воспитатели), а также врач-невролог и педиатр могут определить диагностическую группу «Спектр аутизма» и составить профиль развития ребенка. Диагностическая группа определяется путем сбора информации об истории развития ребенка, о развитии в настоящий момент, путем непосредственного наблюдения за поведением ребенка. Стандартными методиками для сбора информации о развитии и структурированного наблюдения являются: интервью и план диагностического обследования. При постановке диагноза специалисты опираются на диагностические критерии, описанные в руководстве DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders).
Скрининговое тестирование РАС
при отсутствии биологических маркеров
Расстройства аутистического спектра некогда выявлялись исключительно на основании т.н. биологических маркеров — структурных, биохимических, сенсорных нарушений в организме. Современные скрининговые методики позволяют выявить РАС при отсутствии биологических маркеров. Одна из таких методик – скрининговый тест-опросник M-CHAT R/F который используется в практике ранней помощи. Последняя версия опросника была официально переведена (и утверждена авторами методики) на русский язык специалистами Центра «Наш Солнечный Мир».
«Красные флажки» при детском аутизме
- Нет указательного жеста к 1 году. Малыш использует его, чтобы попросить предмет, привлечь внимание, или спросить: «Что это?»
- Нет лепета к 1 году. Малыш говорит звуки «ба-ба, да-да, па-па», он должен смотреть на кого-то пока лепечет и играть в «перекличку» — повторять звуки лепета за взрослым по очереди.
- Не показывает предметы взрослому — как будто говорит «посмотри на это»
- Не использует жесты к 1 году. Малыш не поднимает ручки, чтобы его взяли на руки; не машет «пока-пока».
- Малыш не разделяет удовольствие с другим человеком, редко улыбается и смеется, когда играет с мамой
- Для малыша характерны повторяющиеся действия или движения — перебирание пальцев, раскачивание и т.п.
- Нет или очень короткий контакт «глаза в глаза» во время игры и коммуникации с родителями.
- Малыш не следует за указательным жестом взрослого — к 1 году не смотрит в том направлении, куда указывает взрослый.
- Малыш проявляет больший интерес к предметам, чем к людям.
- Малыш ограниченно играет с игрушками: любит ограниченное количество игрушек, играет с частями игрушек (например, крутит колеса у машинки).
- Не копирует действия или звуки, которые делает взрослый
- Не отвечает, когда зовут по имени
Прохождение скрининга MCHAT-R/F с помощью специалистов нашего Центра поможет вам уточнить актуальность определения состояния ребенка как — ребенок из «группы риска по РАС»
Запишитесь на прием
Социальное такси
для поездки в центр