Игорь Леонидович Шпицберг

Наш Солнечный Мир:

  • является одной из старейших организаций, занимающихся реабилитацией детей с аутизмом и другими нарушениями в развитии в России (с 1991 года)
  • осуществляет коррекционную психолого-педагогическую деятельность, обеспечивая профессиональное сопровождение в процессе абилитации, реабилитации и социальной адаптации детей и взрослых людей с аутизмом и другими нарушениями в развитии, а также их семей.
  • является партнером в России многих международных родительских и профессиональных организаций в области помощи людям с расстройствами аутистического спектра.

С 1991 г. по настоящее время активно участвует в разработке и совершенствовании методов реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Автор «Способа коррекции особенностей в развитии сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра» (2007 год- патент отдела медицины ФГУФИПС РФ, N 2412727).

Автор «Способа определения приоритета периферического зрения, характерного для людей с расстройством аутистического спектра» (2019 год — патент отдела медицины ФГУФИПС РФ, N 2724018).

Автор концепции «Экосистемной реабилитации» — впервые была представлена автором на международной конференции по реабилитации в Денвере (США) в 1997 году. Один из инициаторов создания первого в России центра лечебной верховой езды (в 1991 году).

Автор первого в России и в мире специального коммуникативно-развивающего приложения на русском языке — для детей с аутизмом (2012 год).

Лауреат Международной Премии Фонда Андрея Первозванного «Вера и Верность» «За выдающийся вклад в создание системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (2019 год)
Награжден медалью княгини Екатерины Романовны Дашковой «За служение Свободе и Просвещению» (2017 год)
В 2017 году лично награжден Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным, как Победитель Конкурса «Москва – город возможностей», номинация «Дело жизни».
Лауреат 2-й Национальной общественной премии «Гармония» за особые заслуги в сфере охраны психического здоровья (2018 год)
Лауреат премии “Московских новостей” – НОВАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ-2013 в категории “Социальные решения”.
Лауреат Премии «Лучшая организация в сообществе» (Community Leadership Organization) Всемирной Ассоциации людей с Аутизмом (ANCA). Премия была получена на Всемирном Фестивале людей с Аутизмом (ANCA WORLD AUTISM FESTIVAL) Октябрь 2016 года, Ванкувер (Канада).

В мае 2013 года Генеральный Секретарь ООН г-н Пан Ги Мун, лично поблагодарил Игоря Шпицберга за его приверженность вопросам помощи людям, имеющим расстройства аутистического спектра (в эфире Риа Новости).

Руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»

Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», негосударственная некоммерческая организация, созданная специалистами и родителями детей с особенностями в развитии. Специалисты Центра с 1991 года оказывают помощь (в первую очередь – коррекционную) детям с аутизмом и другими нарушениями в развитии.

  • Руководитель АНО «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» (Москва), научный руководитель Центра Наш Солнечный Мир Санкт Петербург
  • член Экспертного Совета Министерства Просвещения Российской Федерации по вопросам комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
  • эксперт Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере,
  • член Совета Московской Городской Ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ),
  • член Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ,
  • член Совета по вопросам детей-инвалидов Всероссийского Общества Инвалидов (ВОИ),
  • член координационного Совета по делам инвалидов Общероссийского Народного Фронта (ОНФ)
  • член Координационного совета по контролю над реализацией государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
  • член межведомственной рабочей группы по вопросам комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра при Министерстве Труда и соцзащиты Российской Федерации,
  • член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и сопровождения их семей при Министерстве Труда и Социальной защиты населения РФ
  • член рабочей группы по вопросам организации медицинского обеспечения молодых инвалидов и детей-инвалидов при Департаменте Здравоохранения г. Москвы,
  • член рабочей группы по инклюзивному образованию при Департаменте образования г. Москвы,
  • член общественного совета по делам молодых инвалидов при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы,
  • член рабочей группы по вопросам вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь города Москвы при Департаменте Культуры г. Москвы,
  • руководитель направления «Социальная реабилитация и взаимодействие с родительскими общественными организациями» Московской Ассоциации Специалистов Службы ранней помощи по профилактике детской инвалидности,
  • помощник Ректора Московского Городского Психолого-Педагогического Университета по вопросам профессиональной помощи детям с расстройствами аутистического спектра,
  • член рабочей группы «Социальная справедливость» Московского отделения Общероссийского Народного Фронта
  • член Международного экспертного совета по проблемам аутизма МИА «Россия Сегодня» (РИА Новости)
  • член правления Национальной Федерации лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта,
  • член редакционного совета журнала «Аутизм и особенности развития».
  • член Международного Сообщества Исследователей в области Аутизма — International Society for Autism Research (INSAR)
  • член Международного Сообщества по Ранней Помощи (International Society on Early Intervention)

Образование

  • 1997 г. – Университет РАО, специальность «Специальная психология».
  • 1997 г. – Университет Paris-Nord XIII (Франция), факультет биологии, медицины и здоровья человека.

Публикации

  1. Eco-System Rehabilitation on the Base of Riding Therapy in Integration Summer Camps. / I. Shpitsberg, I. Terentieva, P. Gourvitch. — Ninth International Therapeutic Riding Congress.- Denver (USA), 1997.
  2. Ecosystem Rehabilitation on the base of Therapeutic Riding / 3 Europäischer kongress fűr therapeutisches reiten.- I. Shpitsberg. München (Germany), 1998.
  3. Экосистемная реабилитация с опорой на лечебную верховую езду в летних интеграционных лагерях. И.Л.Шпицберг / Генеративное здоровье и социальные гарантии. Ч. 3 / Под ред. ч-кор РАМН И. В. Санодского.- М., 1998. (в соавторстве с Терентьевой И. Ю., Гурвичем П. Т., Самородским А. А)
  4. Социальная адаптация и реабилитация детей и подростков с нарушениями психического здоровья на основе метода Лечебная Верховая Езда (Therapeutic Riding). И.Л.Шпицберг / Материалы IV Конгресса педиатров России.- М., 1998.
  5. Therapeutic riding — new possibilities body oriented psychotherapy. I. Shpitsberg / 10th International Congress «Cheval et Differences» Anger (FRANCE) 2000.
  6. Art Therapy and its Influence on the Man. In Medical Riding . I. Shpitsberg / 10th International Congress «Cheval et Differences» Anger (FRANCE) 2000. (в соавторстве с Karpenkova)
  7. «Кто меня приголубит? Опыт игровой терапии». И.Л.Шпицберг /«Школьный психолог» — М.,2001. (в соавторстве с Карпенковой И.В.; Елькиной Л.В.)
  8. Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе. И. Л. Шпицберг / Методическое пособие. М.,2002. (в соавторстве с А. Денисенковым, Н. Роберт)
  9. «Коррекция особенностей развития сенсорных систем у детей с синдромом раннего детского аутизма». И. Л. Шпицберг / Альманах ИКП РАО – М., 2005.
  10. Galitsky B., Spitsberg I. How one can learn programming while teaching reasoning to children with autism AAAI Spring Symposia  Stanford CA 2006
  11. «Лечебная верховая езда – новые возможности телесно ориентированной психотерапии». И. Л. Шпицберг / Материалы межрегиональной конференции. — СПб., 2010.
  12. «Веселая тренировка (опыт развивающей групповой работы в условиях летнего лагеря)». Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. И. Л. Шпицберг – М., 2010. (в соавторстве с Костиным И.А.)
  13. «Коридор с прозрачными стенами». И. Л. Шпицберг / Школьный психолог (№20-2010г.) – М., 2010.
  14. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2013. №2. – C. 33-45
  15. Игорь Шпицберг: «Важнейшая задача при аутизме — его ранняя диагностика», Мед-Инфо, Январь 2014, http://med-info.ru/content/view/4849#1
  16. И.Л. Шпицберг “Прямая речь” // Дошкольное образование. №2
  17. Galitsky B., Shpitsberg I. Finding Faults in Autistic and Software Active Inductive Learning. AAAI Spring Symposia, Stanford CA (USA). 2014.
  18. Шпицберг И.Л. «Программа комплексной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС): базовые принципы, методы, технологии.» Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»-М.: Изд-во Академия имиджелогии, 2015.
  19. Galitsky B., Shpitsberg I. Evaluating Assistance to Individuals with Autism in Reasoning about Mental World. Artificial Intelligence Applied to Assistive Technologies and Smart Environments: Papers from the 2015 AAAI Workshop.
  20. «Ауто­по­доб­ный» тип адап­та­ции к внеш­не­му ми­ру – осо­бен­но­сти раз­ви­тия ме­ха­низ­мов во­при­я­тия у де­тей с ди­а­гно­зом дет­ский аутизм, а так­же при дру­гих ва­ри­ан­тах ди­зон­то­ге­не­за, со­про­вож­да­ю­щих­ся осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия аути­сти­че­ско­го спек­тра / И. Л. Шпиц­берг // Ран­нее раз­ви­тие и кор­рек­ция: тео­рия и прак­ти­ка : сб. на­уч. ст. по ма­те­ри­а­лам на­уч­но-практ. конф., 07–09 апр. 2016 г. / Де­пар­та­мент об­ра­зо­ва­ния г. Моск­вы, Гос. ав­то­ном. об­ра­зо­ват. учре­жде­ние высш. об­ра­зо­ва­ния г. Моск­вы «Моск. гор. пед. ун-т», Ин-т спец. об­ра­зо­ва­ния и ком­плекс. ре­а­би­ли­та­ции ; [сост.: О. Г. При­ходь­ко, В. В. Ма­нуй­ло­ва, А. А. Гу­сей­но­ва, А. С. Пав­ло­ва]. – М., 2016. – С. 318–326. – ISBN 978-5-4214-0049-3.

 

  1. Computational Autism by Boris Galitsky,  Chapter 7 «Autistic Learning and Cognition» (Boris Galitsky and Igor Shpitsberg) стр. 245-294. Springer International Publishing Switzerland 2016.
  2. Шпицберг И.Л. «Система непрерывного сопровождения людей, имеющих особенности развития в ментальной сфере», «Комплексная система межведомственного, междисциплинарного долгосрочного сопровождения человека с ментальными особенностями». НО «Благотворительный Фонд Даунсайд Ап», Москва 2018. С 7-30
  3. Пискунов М.В., Скороходов И.В., Варламов А.А., Шпицберг И.Л. Качество медицинских услуг при расстройствах аутистического спектра в оценках потребителей // Российский психиатрический журнал. №3. С. 10-15.  MV Piskunov, IV Skorokhodov, AA Varlamov, IL Shpitsberg, Quality of Medical Services in Children with Autism Spectrum Disorder Assessed by Customers//RUSSIAN JOURNAL OF PSYCHIATRY 2018 (3) pp 10-15
  4. Portnova G.V., McGlone F.P., Tankina O.A., Skorokhodov I.V., Shpitsberg I.L., Varlamov A.A. EEG Correlates of Tactile Perception Abnormalities in Children with Autism Spectrum Disorder. Sovremennye tehnologii v medicine 2019; 11(1): 169–176
  5. Anton A. Varlamov, Ivan V. Skorokhodov, Elena Yu. Skorokhodova, Igor L. Shpitsberg
    Achievements and Challenges of Autism Support System in Russia: A Multidimensional Stakeholder Survey
    European Journal of Contemporary Education, 2020, 9(4): 935-947.
  1. Varlamov, A. A., Skorokhodov, I. V., Vergeles, K. P., & Shpitsberg, I. L. (2020). Assessing autistic traits in adult population in Russia: a pilot study. INSAR 2020 — Virtual Meeting, 708.
  2. Portnova, G. V., Skorokhodov, I. V., Varlamov, A. A., & Shpitsberg, I. L. (2020, June). The CT stimulation induced abnormal response in subjects with ASD: EEG study. In 2020 IEEE International Symposium on Medical Measurements and Applications (MeMeA) (pp. 1-5).
  3. Обеспечение условий доступности всех объектов инфраструктуры и социальных услуг для людей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и другие ментальные формы инвалидности: Информационно-методическое пособие для сотрудников и специалистов в области здравоохранения, транспорта, социальных служб, трудоустройства, культуры, СМИ, Полиции, МЧС и других сфер деятельности, а также для родителей детей с Расстройствами Аутистического Спектра / Шпицберг И.Л., Попова М.В., Криворучко С. О., Под ред. Шпицберга И. Л. М.: Наш Солнечный Мир, 2019.
  4. Система непрерывного межведомственного сопровождения людей, имеющих расстройства аутистического спектра и другие особенности развития в ментальной сфере. Шпицберг И. Л. /Обеспечение условий доступности всех объектов инфраструктуры и социальных услуг для людей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и другие ментальные формы инвалидности: Информационно-методическое пособие для сотрудников и специалистов в области здравоохранения, транспорта, социальных служб, трудоустройства, культуры, СМИ, Полиции, МЧС и других сфер деятельности, а также для родителей детей с Расстройствами Аутистического Спектра / Шпицберг И.Л., Попова М.В., Криворучко С. О., Под ред. Шпицберга И. Л. М.: Наш Солнечный Мир, 2019. С. 4-19.
  5. Обеспечение возможности трудовой занятости для человека с аутизмом с любым уровнем возможностей. Шпицберг И.Л. / Обеспечение условий доступности всех объектов инфраструктуры и социальных услуг для людей, имеющих расстройства аутистического спектра (РАС) и другие ментальные формы инвалидности: Информационно-методическое пособие для сотрудников и специалистов в области здравоохранения, транспорта, социальных служб, трудоустройства, культуры, СМИ, Полиции, МЧС и других сфер деятельности, а также для родителей детей с Расстройствами Аутистического Спектра / Шпицберг И.Л., Попова М.В., Криворучко С. О., Под ред. Шпицберга И. Л. М.: Наш Солнечный Мир, 2019. С. 40-45.

Когда ребенок с аутизмом стал взрослым

«Я всегда чувствовал, что со мной что-то не так», — говорит про себя Евгений Попов. У него синдром Аспергера, высокофункциональный аутизм. Пока Женя взрослел, его отец Игорь Шпицберг создавал и развивал центр помощи таким детям «Наш солнечный мир». Сейчас Евгению Попову 31 год, он стал программистом. Отец и его взрослый сын рассказали «Правмиру» о том, что происходит внутри взрослого человека с аутизмом, как живет при этом семья и может ли он полностью вписаться в обычный мир.

*Полная версия проекта Я ЭТО ПЕРЕЖИЛ