Развитие социально-бытовых навыков при РАС

Реабилитация при аутизме в Центре «Наш солнечный мир – СПб»

Развитие социально-бытовых навыков при аутизме – обучение жизни в обществе, в социуме. Обычно, дети изучают принятые в обществе нормы поведения копируя действия родителей. По мере развития приходит осмысление действий. Дети учатся поступать по аналогии, дополнять аналогии собственными осмысленными действиями. Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) такой путь часто бывает недоступен. Наших детей необходимо пошагово учить социально-бытовым навыкам, начиная с самых простых вещей: как одеваться, как кушать, как приветствовать окружающих и т.д. Успех социализации детей с аутизмом зависит и от специалистов, и от родителей, и от семейной атмосферы, среды в которой живет ребенок.

Особенности развития социально-бытовых навыков у ребенка с аутизмом

  • Доверительный контакт. Специалист работает на волне интересов ребенка с РАС, выстраивает обучение социально бытовым навыкам, нормам поведения в обществе так, чтобы занятия были увлекательной игрой.
  • Мотивация. Дети с расстройствами аутистического спектра ждут тепла, откликаются на похвалу. Каждое достижение ребенка надо поощрять.

Этапность. Важно не перегружать детей с аутизмом большими массивами информации. Социализация должна проводиться постепенно, соразмерено успехам ребенка.

  • Подсказки. На первых занятиях по социализации детям с аутизмом бывает трудно освоить даже простые действия, ему нужны направляющие советы. По мере роста ребенка, количество подсказок сокращается.
  • Располагающая обстановка. Ничто не должно отвлекать внимание ребенка с РАС от занятий. Исключен шум, из помещения удаляются излишние предметы интерьера и т.д.

Развитие социально-бытовых навыков при РАС в Центре «Наш солнечный мир – СПб»

Занятия проходят в небольшой группе с индивидуальным сопровождением, включают в себя упражнения на взаимодействие и коммуникацию, обучение социально-бытовой ориентировке и досуговые мероприятия. Под руководством специалистов дети учатся решать повседневные задачи, такие как:

  • Приготовление пищи.
  • Поддержание порядка.
  • Взаимодействие друг с другом.
  • Использование различных бытовых предметов.