Развитие социально-бытовых навыков при РАС
Реабилитация при аутизме в Центре «Наш солнечный мир – СПб»
Развитие социально-бытовых навыков при аутизме – обучение жизни в обществе, в социуме. Обычно, дети изучают принятые в обществе нормы поведения копируя действия родителей. По мере развития приходит осмысление действий. Дети учатся поступать по аналогии, дополнять аналогии собственными осмысленными действиями. Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) такой путь часто бывает недоступен. Наших детей необходимо пошагово учить социально-бытовым навыкам, начиная с самых простых вещей: как одеваться, как кушать, как приветствовать окружающих и т.д. Успех социализации детей с аутизмом зависит и от специалистов, и от родителей, и от семейной атмосферы, среды в которой живет ребенок.
Особенности развития социально-бытовых навыков у ребенка с аутизмом
- Доверительный контакт. Специалист работает на волне интересов ребенка с РАС, выстраивает обучение социально бытовым навыкам, нормам поведения в обществе так, чтобы занятия были увлекательной игрой.
- Мотивация. Дети с расстройствами аутистического спектра ждут тепла, откликаются на похвалу. Каждое достижение ребенка надо поощрять.
Этапность. Важно не перегружать детей с аутизмом большими массивами информации. Социализация должна проводиться постепенно, соразмерено успехам ребенка.
- Подсказки. На первых занятиях по социализации детям с аутизмом бывает трудно освоить даже простые действия, ему нужны направляющие советы. По мере роста ребенка, количество подсказок сокращается.
- Располагающая обстановка. Ничто не должно отвлекать внимание ребенка с РАС от занятий. Исключен шум, из помещения удаляются излишние предметы интерьера и т.д.
Развитие социально-бытовых навыков при РАС в Центре «Наш солнечный мир – СПб»
Занятия проходят в небольшой группе с индивидуальным сопровождением, включают в себя упражнения на взаимодействие и коммуникацию, обучение социально-бытовой ориентировке и досуговые мероприятия. Под руководством специалистов дети учатся решать повседневные задачи, такие как:
- Приготовление пищи.
- Поддержание порядка.
- Взаимодействие друг с другом.
- Использование различных бытовых предметов.