Игровая терапия, арт-терапия
Развитие произвольной деятельности
средствами игровой терапии и арт-терапии
Реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями в развитии основана на онтогенетическом подходе – особенный ребенок последовательно проходит этапы развития свойственные и для обычного ребенка. В каждом маленьком человеке заложен мощный развивающий и компенсаторный механизм, благодаря которому он интуитивно ищет занятия и деятельность, необходимые на каждом этапе развития для освоения тех или иных функций.
- Цель взаимодействия с аутичным ребенком в рамках метода РПД – «разбудить» эти механизмы и дать им реализоваться.
У детей с аутизмом затруднено сонаправленное (объединенное с другим человеком) внимание. А при его отсутствии произвольное внимание также не может быть сформировано полноценно. В результате развитие мышления и деятельности у таких детей ограничено. Задача коррекционной работы в рамках метода «Развитие произвольной деятельности» (РПД) — восполнение недостаточности аффективной сферы развития, которая наблюдается при расстройствах аутистического спектра. В основе этой недостаточности лежит, как правило, неразвитое представление ребенка о самом себе как о субъекте деятельности. Под деятельностью мы здесь понимаем произвольное внимание, целенаправленную деятельность и речь, направленную на коммуникацию, а не на аутостимуляцию.
- В методе используется синтетический подход взаимодействия ребенка с материалом и изобразительными средствами — для развития представлений о себе; игровой подход — для приобретения навыков взаимодействия с другими.
Арт-терапия и игровая терапия при аутизме
Коррекционные возможности арт-терапии в отношении детей с аутизмом и др. особенностями развития связаны с тем, что изобразительная деятельность несет в себе источник новых впечатлений и переживаний ребенка, формирует новые потребности, порождает необходимость развития навыков для их удовлетворения. Взаимодействие ребенка с изобразительными материалами, возможность выразить собственные эмоции, впечатления или просто оставить след в окружающем пространстве являются сильной мотивацией. Кроме того, продукт деятельности ребенка несет отпечаток его личности и дает ему представление о себе самом и возможных способах самовыражения и саморазвития. Творческая деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка с РАС, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, нравственно-эмоциональную функции. Игровая терапия представляет собой один из основных механизмов выработки паттернов поведения, установления целенаправленного устойчивого эмоционального контакта и развития представлений ребенка с РАС о себе. На стыке этих двух взаимодополняющих и взаимосвязанных активностей и основывается подход, развивающий произвольную деятельность ребенка.
Результаты коррекции аутизма по методу Развития произвольной деятельности.
- Ребенок с РАС приобретает такие навыки, как объединённое внимание, зрительно-моторная координация.
- У ребенка формируется представление о себе как о субъекте деятельности, о собственных возможностях и границах.
- Развиваются навыки произвольного внимания, целенаправленной деятельности и взаимодействия, коммуникативные навыки.
- Формируется образное мышление, воображение, система представлений об окружающем мире.
- Приобретаются навыки социального взаимодействия, развиваются представления о причинно-следственных связях и закономерностях, формируется модель психического как основа полноценного взаимодействия и социальной активности и адаптации.
Основные этапы реализации метода «Развитие произвольной деятельности» (РПД)
- Этап сенсорного насыщения и сенсомоторного взаимодействия
На данном изобразительная или образная составляющая отсутствует – ребенок с РАС проходит очень важный этап развития: формирует представление о себе, своем теле, его границах, способе взаимодействия со средой и другими людьми. Это необходимый базис для формирования субъекта деятельности и взаимодействия.
Ребенок взаимодействует с так называемыми вязкими материалами, совместно с педагогом (иногда с другими детьми) в игровой форме. В качестве материала могут выступать вода, песок, бумага, клей, пластилин и т.д. — в зависимости от задач, которые решаются на данном занятии с конкретным ребёнком. «Вязкость» привлекает внимание ребенка к деятельности автоматически — материал как бы «удерживает» его во взаимодействии за счет своих сенсорных свойств, и ребенок вовлекается в контакт с педагогом. Он получает сильные тактильные ощущения, которые способствуют развитию представлений о границах собственного тела, — это дает осознание обособленности от среды и других людей, прежде всего мамы. Кроме того, процесс способствует развитию зрительно-моторной координации.
Сенсомоторные игры, основанные на тактильном взаимодействии, такие как раскачивания, перекатывания, пальчиковые игры, «ладушки» и так далее, формируют базис для аффективно-насыщенного взаимодействия. А также способствуют развитию представлений как о собственном теле, его ощущениях и возможностях, так и о способах взаимодействия с другими людьми.
- . Этап ритмичного изображения и манипулятивной игры
На этом этапе при достаточной степени сформированности произвольного внимания и представлений о себе ребенок переносит внимание с собственного тела и ощущений на окружающие предметы и материалы. Вначале этот интерес носит ознакомительный, исследовательский характер. Задача реабилитации — поддержать интерес ребенка к окружающему миру, его исследовательскую активность. На изобразительном этапе это, как правило, выражается в повторяющихся рисунках, экспериментах с краской и другими изобразительными материалами. В игровой деятельности это ощупывание, перекладывание, подбрасывание и другие манипуляции с предметами, различными по своим физическим характеристикам. Это взаимодействие происходит в игровой эмоционально-позитивной форме при максимально недирективном взаимодействии с педагогом, поскольку задача метода – развить собственную целенаправленную деятельность ребенка с аутизмом, основанную на его интересах и аффективно значимых занятиях, дать ему опыт успешности и позитивных впечатлений от взаимодействия с окружающим миром.
- Развитие произвольной деятельности. Этап образных представлений и мышления
Получив представления о свойствах материалов и предметов, аутичный ребенок начинает распознавать образы и символы. В игровой форме он использует предметы по назначению, распознает простые объекты и относит их к определенным группам. На изобразительном уровне появляются первые образные изображения. Это очень важный этап, который способствует развитию у ребенка с РАС функции обобщения. Используя символы объектов в изобразительной и игровой деятельности, ребенок формирует образное мышление. Оперируя этими сформировавшимися понятиями, он получает представление о мире, процессах и закономерностях, происходящих вокруг него. Эта понятийная база выступает средством для интериоризации ребенком с РАС приобретенного опыта и впечатлений.
- Развитие произвольной деятельности. Этап сюжетного изображения и сюжетно-ролевой игры
На данном этапе формируются представления уже не о самих объектах и явлениях, а об их взаимосвязи. И внимание переносится с качеств предметов и явлений на их функции, значение. Проигрывая и прорисовывая различные сюжеты, ребенок с аутизмом пробует себя в разных ролях, формируя представления о способах поведения и взаимодействия, причинно-следственных связях, представления о желаниях и стремлениях – как собственных, так и других людей, получает навыки социального взаимодействия. Также сюжетное рисование и игровая терапия могут выполнять узконаправленные задачи — такие как выработка необходимых навыков, борьба со страхами и навязчивостями и нежелательным поведением, выступать в качестве механизма самореализации и самоактуализации ребенка, давать успешный опыт самостоятельной целенаправленной деятельности и взаимодействия, которые могут быть перенесены в повседневную жизнь ребенка с РАС.