- 29.10.2019
- Опубликовано: admin
- Категория: Статьи
В статье рассматривается семейное воспитание как условие развития речи в раннем возрасте и описываются факторы, влияющие на усвоение системы родного языка в онтогенезе.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. 6
Тема роли семейного воспитания в речевом развитии ребёнка является достаточно обширной и захватывает не только вопросы речевого онтогенеза, но также затрагивает теории, лежащие в сфере семейной психологии и психологии развития.
Возникновение речи в онтогенезе обусловлено развитием определённых биологических детерминант – прежде всего особенностями созревания и функционирования центральной нервной системы. Но поскольку речь является важнейшей социальной функцией, для её развития одних только биологических предпосылок недостаточно. Решающую роль общения (прежде всего, семейного) в развития речи доказывают исследования так называемого синдрома госпитализма — нарушения психического развития, наступающего вслед за отделением младенца от матери и его ранней институционализации, глубокой психическая и физической отсталости, возникающей вследствие дефицита общения и воспитания. 2, 6
Взаимодействие со взрослым начинается уже с первых минут жизни младенца. Именно в этот период у ребёнка формируется избирательное реагирование на звуки человеческого голоса и формируется привязанность к значимому взрослому, во многом определяющая стиль отношения с окружающим миром. В качестве значимого взрослого на данном этапе выступает родитель, чаще – мать ребёнка. На самом первом, довербальном этапе, общение осуществляется при помощи экспрессивно-мимических (взгляд, мимика, вокализации) и предметно-действенных (движения, позы) средств. Самым первым «вербальным» средством взаимодействия ребёнка с окружающим миром является крик. Как известно, криком младенец отражает любой раздражитель, будь то чувство голода, страх или неприятное ощущение от пелёнок. В возрасте 2-3 месяцев возникает гуление. Лепетные слова ребёнок использует уже начиная с начала второго полугодия и до начала второго года жизни. Пользуясь открытыми слогами, ребёнок может обозначать ими какие-либо объект.. К концу первого года жизни ребёнку уже доступно для активного использования порядка 10 слов.
Какие условия воспитания могут влиять на дальнейшее развитие речи на самом раннем этапе? В качестве социальных детерминант речевого развития можно выделить следующие условия развития ребёнка:
- Привязанность (доверие, чувстве безопасности)
- Речевая среда.
- Степень вовлеченности семьи в процесс воспитания и развития ребёнка
- Социокультурный уровень семьи 12
Согласно теории привязанности, то, как складывалась система отношений со значимым взрослым в раннем детстве, определяет развитие всех когнитивных, коммуникативных, эмоциональных и речевых способностей индивида. 7, 11. Хотя структура привязанности детерминирована, главным образом, генетически, ее качество или тип зависит от условий воспитания и главным образом определяется чувствительностью значимого взрослого (матери) к потребностям ребенка и ее нежностью и заботой в раннем возрасте.
В присутствии чуткого и отзывчивого взрослого ребёнок будет использовать его в качестве «надёжной базы» для исследования мира межличностных отношений. В том числе, активно используя зачатки речи. В ситуации, когда родитель игнорирует сигналы, посылаемые младенцем или, реагирует на них избирательно, остаётся холоден к ребёнку, использование этих первых сигналов может сокращаться, а вслед за этим задерживаться и собственное речевое развитие 7.
Также рядом авторов 8, 9 подчеркивается, что сам стиль семейного воспитания, характер отношений в семье является одним из основных факторов, влияющих на общую способность к усвоению языка.
Д.Н. Чернов(2009) установил, что при кооперативном стиле детско-родительских отношений в сочетании с гибкостью методов воспитания, стремлением родителей поддерживать инициативность дети младшего школьного возраста демонстрируют высокие показатели обучаемости, в частности – в усвоении системы русского языка.
Выходя за пределы взаимоотношений в диаде «мать-ребёнок», мы сталкиваемся с необходимостью создания целостной системы воспитания в семье, направленной на дальнейший онтогенез речи. Создание речевой среды включает в себя следующее:
- постоянный разговор с ребёнком
- единые требования со стороны семьи
- определённые требования к речи окружающих взрослых
- постепенное усложнение
- организация речевых игр и заданий
Итак, как условия семейного воспитания могут сказываться на речевой среде? Начнём с первого пункта: при общении с малышом очень важно вести диалог в повседневных бытовых ситуациях. Комментируя действия свои и малыша во время прогулки, за столом, во время других режимных моментов. (Пример: Мы идём гулять. Найди штаны, вот они. Надевай — вот так. Теперь пуговицу застегнём. Сапоги – правый, теперь левый…) такое поведение родителя подразумевает глубокий эмоциональный контакт с ребёнком и желание взаимодействовать на повседневном уровне.
Единые требования к речевому общению с ребёнком предполагают наличие единой системы отношений к ребёнку вообще. Достаточно часты случаи, когда требования, предъявляемые к ребёнку со стороны разных членов семьи будут разниться. Самым ярким примером такой разницы требований будет разница отношения со стороны разных поколений. (Пример: годовалый ребёнок подходит к шкафу и показывает пальцем. Мама спросит: «что ты хочешь? Яблоко? Конфету? Чай?» Бабушка из самых благих побуждений молча открывает шкаф и протягивает ребёнку сладкое). Сама речь окружающих взрослых может быть также далека от показательной, решающим фактором здесь становится общий социокультурный статус семьи 12. В зависимости от общего культурного уровня будет различаться и тот уровень речи, которую малыш слышит каждый день.
Постепенное усложнение речевого общения происходит через «рост» объёма словаря и сложности речевых конструкций. Однако, если семья не придаёт должного значения развитию ребёнка, речевые требования и тот язык, на котором общаются с ребёнком, могут значительно отставать от актуального уровня развития речи. Самый общеизвестный пример – это использование «детского» языка в общении с малышом. Организация специальных игр и упражнений требует максимальной включённости в вопросы развития ребёнка. Мало кто из родителей придаёт значение занятиям со своим чадом, многие родители признаются, что не умеют и не хотят играть, а на занятия нет времени.
Характер взаимодействия ребёнка с родителем уже на самых ранних этапах может определять дальнейшее развитие речевых навыков. Основой этого взаимодействия может являться «совместное внимание», в котором мать ребёнка занимает лидерскую или партнёрскую позицию в совместном процессе игры. Существуют данные 7, 10, 11, исходя из которых именно партнёрство в ранних взаимоотношениях показывает устойчивую корреляцию с развитием речевых навыков малыша. В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Однако, становление речи продолжается и всё ещё во многом зависит от того, как родители общаются с ребёнком. Читают ли ему на ночь, учат ли вместе короткие стишки, песенки, предлагают рассказать о прошедшем дне в детском саду. Включают ли его в обсуждения семейных вопросов на доступном ему уровне и как проводят в семье досуг.
Обобщая вышесказанное, хочется ещё раз вернуться к тезису о том, что речь, имея первично биологическую основу, в своём развитии зависит от внешних факторов. Учитывая это, перед нами встаёт актуальность просветительской работы с семьёй, в процессе логопедической работы, особенно с детьми раннего возраста.
Список литературы:
- Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — Олма-пресс, 2004.
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога
- Елена Янушко. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1–3 лет. — Литрес, 2017
- Кондаков И.М. Психологический словарь. . 2000
- Личко, А.Е. Негармоничная семья как психогенный фактор. Виды неправильного воспитания / Психология семьи и больной ребенок : учебное пособие : хрестоматия / Сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург : Речь, 2007.
- Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве
Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 3-10 - Токарская Л.В., Лаврова М. А., Лазаускене З. С. Изучение особенностей нейрокогнитивного развития и специфики детско-родительского взаимодействия при семейном риске расстройств аутистического спектра (рас) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)/ Педагогическое образование в России/ № 11 2017 стр 150-157
- Трефилова Т. Н. Особенности речевого развития детей из многодетных семей // Материалы всероссийской конференции «Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности». СанктПетербург, 17—19 апреля 2000 г. СПб., 2000.
- Чернов Д.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на обучение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 74–84.
- Akhtar, N., Dunham, F., & Dunham, P. J. (1991). Directive interactions and early vocabulary development: The role of joint attentional focus. Journal of Child Language,18, 41–49.
- Siller M., Sigman M. The Behaviors of Parents of Children with Autism Predict the Subsequent Development of Their Children’s Communication // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2002. – № 32 (2). – P. 77–89
- The Specificity of Environmental Influence: Socioeconomic Status Affects Early Vocabulary Development Via Maternal Speech
Новости и публикации
Запишитесь на прием бесплатно
Социальное такси
для поездки в центр