В статье рассматривается семейное воспитание как условие развития речи в раннем возрасте и описываются факторы, влияющие на усвоение системы родного языка в онтогенезе.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание. 6

Тема роли семейного воспитания в речевом развитии ребёнка является достаточно обширной и захватывает не только вопросы речевого онтогенеза, но также затрагивает теории, лежащие в сфере семейной психологии и психологии развития.

Возникновение речи в онтогенезе обусловлено развитием определённых биологических детерминант – прежде всего особенностями созревания и функционирования центральной нервной системы. Но поскольку речь является важнейшей социальной функцией, для её развития одних только биологических предпосылок недостаточно. Решающую роль общения (прежде всего, семейного) в развития речи доказывают исследования так называемого синдрома госпитализма — нарушения психического развития, наступающего вслед за отделением младенца от матери и его ранней институционализации, глубокой психическая и физической отсталости, возникающей вследствие дефицита общения и воспитания. 2, 6

Взаимодействие со взрослым начинается уже с первых минут жизни младенца. Именно в этот период у ребёнка формируется избирательное реагирование на звуки человеческого голоса и формируется привязанность к значимому взрослому, во многом определяющая стиль отношения с окружающим миром. В качестве значимого взрослого  на данном этапе выступает родитель, чаще – мать ребёнка. На самом первом, довербальном этапе, общение осуществляется при помощи экспрессивно-мимических (взгляд, мимика, вокализации) и предметно-действенных (движения, позы) средств. Самым первым «вербальным» средством взаимодействия ребёнка с окружающим миром является крик. Как известно, криком младенец отражает любой раздражитель, будь то чувство голода, страх или неприятное ощущение от пелёнок.  В возрасте 2-3 месяцев возникает гуление. Лепетные слова ребёнок использует уже начиная с начала второго полугодия и до начала второго года жизни.  Пользуясь открытыми слогами, ребёнок может  обозначать ими какие-либо объект.. К концу первого года жизни ребёнку уже доступно для активного использования порядка 10 слов.

Какие условия воспитания могут влиять на дальнейшее развитие речи на самом раннем этапе? В качестве социальных детерминант речевого развития можно выделить следующие условия развития ребёнка:

  1. Привязанность (доверие, чувстве безопасности)
  2. Речевая среда.
  3. Степень вовлеченности семьи  в процесс воспитания и развития ребёнка
  4. Социокультурный уровень семьи 12

Согласно  теории привязанности, то, как складывалась система отношений со значимым взрослым в раннем детстве, определяет развитие всех когнитивных, коммуникативных, эмоциональных и речевых  способностей индивида. 7, 11. Хотя структура привязанности детерминирована, главным образом,  генетически, ее качество или тип зависит от условий воспитания и главным образом  определяется чувствительностью значимого взрослого (матери) к потребностям ребенка и ее нежностью и заботой в раннем возрасте.

В присутствии чуткого и отзывчивого взрослого ребёнок будет использовать его в качестве «надёжной базы» для исследования мира межличностных отношений. В том числе, активно используя зачатки речи.  В ситуации, когда родитель игнорирует сигналы, посылаемые младенцем или, реагирует на них избирательно, остаётся холоден к ребёнку, использование этих первых сигналов может сокращаться, а вслед за этим задерживаться и собственное речевое развитие 7.

Также рядом авторов 8, 9 подчеркивается, что сам стиль семейного воспитания, характер  отношений в семье является одним из основных факторов, влияющих на общую способность к усвоению языка.

Д.Н. Чернов(2009) установил, что при кооперативном  стиле детско-родительских отношений в сочетании с гибкостью методов воспитания, стремлением родителей поддерживать инициативность дети младшего школьного возраста демонстрируют высокие показатели обучаемости, в частности – в усвоении системы русского языка.

Выходя за пределы взаимоотношений в диаде «мать-ребёнок», мы сталкиваемся с необходимостью создания целостной системы воспитания в семье, направленной на дальнейший онтогенез речи. Создание речевой среды включает в себя следующее:

  • постоянный разговор с ребёнком
  • единые требования со стороны семьи
  • определённые требования к речи окружающих взрослых
  • постепенное усложнение
  • организация речевых игр и заданий

Итак, как условия семейного воспитания могут сказываться на речевой среде? Начнём с первого пункта: при общении с малышом очень важно  вести диалог в повседневных бытовых ситуациях. Комментируя действия свои и малыша во время прогулки, за столом, во время других режимных моментов. (Пример: Мы идём гулять. Найди штаны, вот они. Надевай — вот так. Теперь пуговицу застегнём. Сапоги – правый, теперь левый…) такое поведение родителя подразумевает глубокий эмоциональный контакт с ребёнком и желание взаимодействовать на повседневном уровне.

Единые требования к речевому общению с ребёнком  предполагают наличие единой системы отношений к ребёнку вообще. Достаточно часты случаи, когда требования, предъявляемые к ребёнку со стороны разных членов семьи будут разниться. Самым ярким примером такой разницы требований будет разница отношения со стороны разных поколений. (Пример: годовалый ребёнок подходит к шкафу и показывает пальцем. Мама спросит: «что ты хочешь? Яблоко? Конфету? Чай?» Бабушка из самых благих побуждений молча открывает шкаф и протягивает ребёнку сладкое). Сама речь окружающих взрослых может быть также далека от показательной, решающим фактором здесь становится общий социокультурный статус семьи 12. В зависимости от общего культурного уровня  будет различаться и тот уровень речи, которую малыш слышит каждый день.

Постепенное усложнение речевого общения происходит через «рост» объёма словаря и сложности речевых конструкций. Однако, если семья не придаёт должного значения развитию ребёнка, речевые требования и тот язык, на котором общаются с ребёнком, могут  значительно отставать от актуального уровня развития речи. Самый общеизвестный пример – это использование «детского» языка в общении с малышом. Организация специальных игр и упражнений требует максимальной включённости в вопросы развития ребёнка. Мало кто из родителей придаёт значение занятиям со своим чадом, многие родители признаются, что не умеют и не хотят играть, а на занятия нет времени.

Характер взаимодействия ребёнка с родителем уже на самых ранних этапах может определять дальнейшее развитие речевых навыков. Основой этого взаимодействия может являться «совместное внимание», в котором мать ребёнка занимает лидерскую или партнёрскую позицию в совместном процессе игры. Существуют данные 7, 10, 11, исходя из которых именно партнёрство в ранних взаимоотношениях показывает устойчивую корреляцию с развитием речевых навыков малыша. В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Однако, становление речи продолжается и всё ещё во многом зависит от того, как родители общаются с ребёнком.  Читают ли ему на ночь, учат ли вместе короткие стишки, песенки, предлагают рассказать о прошедшем дне в детском саду. Включают ли его в обсуждения семейных вопросов на доступном ему уровне и как проводят в семье досуг.

Обобщая вышесказанное, хочется ещё раз вернуться к тезису о том, что речь, имея первично биологическую основу,  в своём развитии зависит от внешних факторов. Учитывая это, перед нами встаёт актуальность просветительской работы с семьёй, в процессе логопедической работы, особенно с детьми раннего возраста.

Список литературы:

  1. Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. — Олма-пресс, 2004.
  2. Головин С. Ю.  Словарь практического психолога
  3. Елена Янушко. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1–3 лет. — Литрес, 2017
  4. Кондаков И.М. Психологический словарь. . 2000
  5. Личко, А.Е.  Негармоничная семья как психогенный фактор. Виды неправильного воспитания / Психология семьи и больной ребенок : учебное пособие : хрестоматия / Сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – Санкт-Петербург : Речь, 2007.
  6.  Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве
    Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 3-10
  7. Токарская Л.В., Лаврова М. А., Лазаускене З. С. Изучение особенностей нейрокогнитивного развития и специфики детско-родительского взаимодействия при семейном риске расстройств аутистического спектра (рас) и синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)/ Педагогическое образование в России/ № 11 2017 стр 150-157
  8. Трефилова Т. Н. Особенности речевого развития детей из многодетных семей // Материалы всероссийской конференции «Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности». СанктПетербург, 17—19 апреля 2000 г. СПб., 2000.
  9. Чернов Д.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на обучение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 74–84.
  10. Akhtar, N., Dunham, F., & Dunham, P. J. (1991). Directive interactions and early vocabulary development: The role of joint attentional focus. Journal of Child Language,18, 41–49.
  11. Siller M., Sigman M. The Behaviors of Parents of Children with Autism Predict the Subsequent Development of Their Children’s Communication // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2002. – № 32 (2). – P. 77–89
  12. The Specificity of Environmental Influence: Socioeconomic Status Affects Early Vocabulary Development Via Maternal Speech

Запишитесь на прием бесплатно

    Нажимая Отправить вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

      Социальное такси

    для поездки в центр